Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Какой баллон лучше - композитный или стальной?
13 сентября 2022
Не ценой интересен композитный баллон, это ясно. Так почему не смотря на цену, спрос на композитные баллоны неизменно растет?! Давайте разбираться. Для начала нужно разобраться в чем же «Ахиллесова пята» устаревших металлических баллонов.
— Коррозия и механические повреждения
Состояние металлического баллона изнутри сложно выяснить наверняка без поверки. В газовых баллонах образуется конденсат, что с течением времени может привести, к коррозии изнутри. Часто из-за коррозионных отложений забивается вентиль, первый предвестник «усталости» баллона. Более того в некоторых случаях коррозия приводит к деградации прочности несущего лейнера (колбы корпуса) и сварных швов баллона. Более того стальной баллон боится и механических повреждений — падения, запилы, вмятины на корпусе не способствуют его прочности. Как известно, где тонко — там и рвется. Поэтому, для металлических баллонов и необходима обязательная поверка, где баллон разбирают и подвергают гидравлическим испытаниям. Если вы сами этого не делали в срок, ваш баллон темная лошадка, тем более, если ему уже лет за 15. Катализатором взрывоопасности являются условия эксплуатации, условия транспортировки и, да-да, "человеческий фактор", закрывающий на эти моменты глаза.
— Человеческий фактор
Не делая поверок и относясь халатно к необходимым условиям эксплуатации, пренебрегая техникой безопасности потребитель зачастую стремится еще и сэкономить, загоняя себя глубоко в зону риска. Часто не осознанно. Например, заправил на морозе до краев, занес в теплое помещение. Или оставил, например, на улице под солнцем. От большого перепада температур газ расширяется и ищет «выход». Хорошо, если он (потребитель) избавился от вредных привычек заранее. Когда «выход» газом будет найден, может и обойдётся без взрыва, но летающий как ракета не закрепленный баллон тоже вещь не из безопасных.
— «Общий градус по больнице»
К сожалению, в настоящее время в нашей стране отошли от централизованной системы эксплуатации газобаллонного оборудования в частном секторе, как это было в Советском Союзе. Тогда, как вы, наверное, помните, приезжала машина и меняла баллон на полный. Затем ваш пустой баллон попадал на станцию обслуживания, где с ним производились все необходимые мероприятия по проверке его эксплуатационных характеристик. Не прошедшие проверку баллоны отбраковывались и изымались из эксплуатации. Под таким, системным и централизованным надзором баллон мог пережить не более 8 поверок, что в целом гарантировало его расчетную безопасную эксплуатацию в течении 40 лет.
После развала Союза, обязанность по контролю частично возложили на газозаправочные станции, а необходимость поверки и ее оплату — на самих потребителей. Эти причины еще больше способствовали общему обветшанию всего баллонного парка в масштабах страны. Подавляющее большинство эксплуатируемых баллонов имеют возраст более 15 лет и ни разу не проходили обязательную поверку раз в пять лет. Многие из нас сталкивались с ситуацией, когда баллон отказываются заправлять. И не спешите упрашивать заправщика, чтобы для вас он сделал исключение и закрыл глаза на отсутствующую своевременную отметку в паспорте вашего ржавого «красавца». Задумайтесь. Ведь он первый, видя сложившуюся ситуацию, понимает, что это крайне опасно.
Из-за избыточного давления и ослабленного, выше описанными факторами, корпуса — металлический баллон, подвержен взрывной разгерметизации, а при наличии открытого источника огня и/или искры — взрыву. Который даёт ударную волну, сопровождаемую разбросом осколков корпуса. И если никто не пострадает, то с большой вероятностью пострадает имущество. И если не от осколков, то от сопровождающего, как правило, взрыв пожара. Композитные баллоны от этого избавлены в принципе, не только в открытом огне, но и даже под шквальным огнём из автоматического оружия!
В первую очередь это — новый уровень безопасности композитного баллона. Недаром полимерно-композитные баллоны называют баллонами нового поколения.
— Композитный баллон в 4 раза прочнее металлического
Корпус баллона — цельный, в нем нет швов, что безусловно способствует прочности. А благодаря используемому в корпусе стекловолокну, прекрасно работающему на растяжение, достигается небывалая прочность корпуса. Композитный баллон прочнее металлического как минимум в 4 раза на разрыв и выдерживает до 130 бар, против 30 предельных у металлического. Даже при больших перепадах температур, лейнер легко справляется с возрастающим давлением внутри. Там, где металлический баллон уже разорвало на куски, у композитного еще даже аварийный клапан не сработал.
— Композитный баллон не подвержен коррозии
Ни изнутри, ни снаружи. Ржавчина не повлияет на прочность корпуса и не испортит внешний вид. «Композит» не надо шкурить, потому что его никогда не возникнет желание красить. Он легко отмоется от грязи на любой мойке, не потеряет внешний вид с годами. А срок эксплуатации, например, у Чешского баллона не ограничен. Не придется выковыривать отвалившиеся куски краски с ржавчиной из ворса багажника, что будет приятным дополнением автолюбителям.
— Вентиль композитного баллона оснащен системой аварийного сброса давления
При превышении порога давления, газ стравливается небольшими порциями. Так, например, у Чешского баллона HPC Research аварийный клапан настроен на 35 Бар. Для понимания, при температуре окружающей среды в 70 градусов, давление даже чистого пропана у «Чеха» не достигнет отметки и в 30 бар. Клапан не сработает.
— Коррозия и механические повреждения
Состояние металлического баллона изнутри сложно выяснить наверняка без поверки. В газовых баллонах образуется конденсат, что с течением времени может привести, к коррозии изнутри. Часто из-за коррозионных отложений забивается вентиль, первый предвестник «усталости» баллона. Более того в некоторых случаях коррозия приводит к деградации прочности несущего лейнера (колбы корпуса) и сварных швов баллона. Более того стальной баллон боится и механических повреждений — падения, запилы, вмятины на корпусе не способствуют его прочности. Как известно, где тонко — там и рвется. Поэтому, для металлических баллонов и необходима обязательная поверка, где баллон разбирают и подвергают гидравлическим испытаниям. Если вы сами этого не делали в срок, ваш баллон темная лошадка, тем более, если ему уже лет за 15. Катализатором взрывоопасности являются условия эксплуатации, условия транспортировки и, да-да, "человеческий фактор", закрывающий на эти моменты глаза.
— Человеческий фактор
Не делая поверок и относясь халатно к необходимым условиям эксплуатации, пренебрегая техникой безопасности потребитель зачастую стремится еще и сэкономить, загоняя себя глубоко в зону риска. Часто не осознанно. Например, заправил на морозе до краев, занес в теплое помещение. Или оставил, например, на улице под солнцем. От большого перепада температур газ расширяется и ищет «выход». Хорошо, если он (потребитель) избавился от вредных привычек заранее. Когда «выход» газом будет найден, может и обойдётся без взрыва, но летающий как ракета не закрепленный баллон тоже вещь не из безопасных.
— «Общий градус по больнице»
К сожалению, в настоящее время в нашей стране отошли от централизованной системы эксплуатации газобаллонного оборудования в частном секторе, как это было в Советском Союзе. Тогда, как вы, наверное, помните, приезжала машина и меняла баллон на полный. Затем ваш пустой баллон попадал на станцию обслуживания, где с ним производились все необходимые мероприятия по проверке его эксплуатационных характеристик. Не прошедшие проверку баллоны отбраковывались и изымались из эксплуатации. Под таким, системным и централизованным надзором баллон мог пережить не более 8 поверок, что в целом гарантировало его расчетную безопасную эксплуатацию в течении 40 лет.
После развала Союза, обязанность по контролю частично возложили на газозаправочные станции, а необходимость поверки и ее оплату — на самих потребителей. Эти причины еще больше способствовали общему обветшанию всего баллонного парка в масштабах страны. Подавляющее большинство эксплуатируемых баллонов имеют возраст более 15 лет и ни разу не проходили обязательную поверку раз в пять лет. Многие из нас сталкивались с ситуацией, когда баллон отказываются заправлять. И не спешите упрашивать заправщика, чтобы для вас он сделал исключение и закрыл глаза на отсутствующую своевременную отметку в паспорте вашего ржавого «красавца». Задумайтесь. Ведь он первый, видя сложившуюся ситуацию, понимает, что это крайне опасно.
Из-за избыточного давления и ослабленного, выше описанными факторами, корпуса — металлический баллон, подвержен взрывной разгерметизации, а при наличии открытого источника огня и/или искры — взрыву. Который даёт ударную волну, сопровождаемую разбросом осколков корпуса. И если никто не пострадает, то с большой вероятностью пострадает имущество. И если не от осколков, то от сопровождающего, как правило, взрыв пожара. Композитные баллоны от этого избавлены в принципе, не только в открытом огне, но и даже под шквальным огнём из автоматического оружия!
В первую очередь это — новый уровень безопасности композитного баллона. Недаром полимерно-композитные баллоны называют баллонами нового поколения.
— Композитный баллон в 4 раза прочнее металлического
Корпус баллона — цельный, в нем нет швов, что безусловно способствует прочности. А благодаря используемому в корпусе стекловолокну, прекрасно работающему на растяжение, достигается небывалая прочность корпуса. Композитный баллон прочнее металлического как минимум в 4 раза на разрыв и выдерживает до 130 бар, против 30 предельных у металлического. Даже при больших перепадах температур, лейнер легко справляется с возрастающим давлением внутри. Там, где металлический баллон уже разорвало на куски, у композитного еще даже аварийный клапан не сработал.
— Композитный баллон не подвержен коррозии
Ни изнутри, ни снаружи. Ржавчина не повлияет на прочность корпуса и не испортит внешний вид. «Композит» не надо шкурить, потому что его никогда не возникнет желание красить. Он легко отмоется от грязи на любой мойке, не потеряет внешний вид с годами. А срок эксплуатации, например, у Чешского баллона не ограничен. Не придется выковыривать отвалившиеся куски краски с ржавчиной из ворса багажника, что будет приятным дополнением автолюбителям.
— Вентиль композитного баллона оснащен системой аварийного сброса давления
При превышении порога давления, газ стравливается небольшими порциями. Так, например, у Чешского баллона HPC Research аварийный клапан настроен на 35 Бар. Для понимания, при температуре окружающей среды в 70 градусов, давление даже чистого пропана у «Чеха» не достигнет отметки и в 30 бар. Клапан не сработает.